История успешного перехода Эстонии от нестабильного государства к цифровому центру началась с распада Советского Союза и продолжилась после приобретения страной независимости в 90-х годах.
Холодная, скалистая и усеянная крепостями на вершине холмов, Эстония, бывшая оплотом Советского Союза на европейском побережье, сегодня стала одной из самых умных стран на планете.
Теперь Таллин, столица Эстонии, известен не только своим прекрасно сохранившимся Старым городом и парящей телебашней, но и многими собственными высокотехнологичными стартапами.
По сути, оцифровывая и объединяя в сети образование, правительство и другие ключевые организации, работающие в режиме реального времени, Эстонии удалось добиться полной оцифровки к середине 2000-х годов.
Это значит, что буквально все в стране стало «цифровым»: голосование (можно сделать на смартфоне), налоги (можно подать менее чем за несколько минут в цифровом виде) и банковское дело (оповещения, если учетная запись зафиксировала незаконный доступ). И сейчас данная система Эстонии считается одной из самых безопасных и конфиденциальных систем, когда-либо созданных правительством в мире.
Быть «умным» в Эстонии означает – иметь Wi-Fi, считающийся универсальным электронным сервисом везде. Это означает – постоянное развитие для удовлетворения потребностей граждан. Например, Эстония недавно запустила инструмент для цифрового участия под названием AvaLinn – мобильное приложение, которое позиционируется как инструмент «совместного творчества», позволяющее гражданам обмениваться идеями и обсуждать вопросы городского планирования.
То, что делает систему настолько четкой, состоит в том, что каждый гражданин Эстонии (или, как ее иногда называют, электронной Эстонии) снабжен идентификационной картой с чипом, который, в сочетании с пин-кодом и USB-ридером, создает его или ее цифровую идентификацию. Зайдя в систему, человек может получить доступ ко всем аспектам данных: от записей о здравоохранении и образовании до налогов, страховых и государственных программ на одном удобном для пользователя портале.
Другие популярные электронные услуги, по словам Тоомаса Сеппа, секретаря и руководителя Таллинской городской администрации, включают мобильное приложение для общественного транспорта (оно предлагает расписание, отслеживание и карту города), дорожные камеры (которые предупреждают водителей о пробках) и официальная онлайн карта города (она постоянно обновляется, в соответствии с самыми последними новостями и событиями).
Умный город
Большинство городов, которые используют «умные услуги», в будущем оказываются в гораздо лучшем экономическом положении, располагая огромными экологическими и психологическими преимуществами.
Джесси Берст, председатель Совета умных городов в Рестоне, штат Вирджиния, говорит, что умные города находятся в процессе преобразования с помощью технологий, призванных улучшить городскую жизнь. «Четыре главных компонента любой успешной инициативы «умный город», которая разрабатывается сейчас, это: цифровой сбор, обобщение, вычисления и контроль данных.
Согласно исследованию рынка Ассоциации потребителей технологий (CTA), к 2020 году на создание умных городов будет потрачено более 34 миллиардов долларов. CTA прогнозирует, что к 2025 году будет, по крайней мере, 88 умных городов, таких как Таллин. ООН ожидает, что две трети населения мира будет жить в таких городах к 2050 году.
Ожидается, что автономные автомобили станут важной особенностью будущих умных городов, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие сетевых уличных фонарей, увеличение количества дорожных камер, интеллектуальных подземных труб, оснащенных датчиками, и более взаимосвязанного видеонаблюдения в городах.
Компания Skeleton Technologies, производитель накопителей энергии, с офисами в Германии и Эстонии, участвовала в трансформации бэк-офиса e-Estonia и других умных городов по всему миру.
Starship Technologies, также базирующаяся в Эстонии, является робототехническим стартапом, созданным соучредителями Skype. Компания находится в процессе запуска крупномасштабной коммерческой службы доставки, предназначенной для корпоративных и академических кампусов как в Европе, так и в США.

Генри Харрис-Берланд, вице-президент по маркетингу в Starship, считает, что робототехника в конечном итоге внесет свой вклад в будущее умных городов по всему миру, особенно когда речь идет о розничной торговле и доставке. «Роботизированные службы доставки также предлагают экологические преимущества, уменьшая заторы», – говорит он. «В некоторых городах время доставки фургонов и грузовиков ограничено из-за перегруженности дорог, которую они вызывают. Исследования показали, что 25 процентов выбросов CO2 и 30-50 процентов других загрязняющих веществ вызваны дизельными грузовиками и фургонами».